Подвижные
игр
(подготовительной группы)
Игры большой подвижности
1.«Кто быстрее до флажка» 2.«Не
оставайся на полу» 3.«Перемени предмет» 4.«Удочка» 5.«Стоп» 6.«Охотники и
зайцы» 7.«Космонавты» 8.«Белые медведи» 9.«Совушка» 10.«Горелки» 11.«Ловишка с
ленточками» 12. «Льдинки, ветер и мороз» 13 «Серсо» 14. «Пожарные на учении»
15. «Волк во рву» 16. «Угадай, что делали.» 17. «Лягушка и цапли» 18. «Коршун и
наседка». 19. «Хитрая лиса» 20. «Мяч водящему» 21. «Караси и щука» 22. «Два
мороза».
1.«Кто быстрее до флажка»
Задачи: Организовать соревнование.
Упражнять детей в прокатывании обручей. Развивать координацию движения,
ловкость.
На одной стороне площадки проводят
линию. В 10 м от неё ставят на подставках флажки. Дети (4-6) с обручем в левой
руке становятся на линии левым боком к флажкам на расстоянии 1м один от
другого. По сигналу воспитателя:
«Приготовились!»---дети ставят обруч на землю по направлению к флажкам,
придерживая его левой рукой, правую руку
они держат наизготове для удара по обручу. Затем воспитатель говорит: «Раз, два,
три, кати!»- и дети катят обручи в
сторону флажков, ударяя по ним правой
ладонью. Дети, первыми докатившие обручи, поднимают флажки над головой.
2.«Не оставайся на полу»
Задачи: Совершенствовать умения
детей ориентироваться в пространстве,
закреплять умение организованно перемещаться в по игровой площадке в составе
команды, развивать ловкость, быстроту реакции.
В различных местах площадки, ближе к её
границам, расположены предметы высотой 25-30см: скамейки, доски, поставленные
на возвышения, ящики и т.д. Выбирается
ловишка. Ему на руку надевают повязку. Дети размещаются на
возвышенностях в разных местах. По удары в бубен дети спрыгивают и бегают или
прыгают по площадке, в зависимости от того темпа, который даёт воспитатель.
Ловишка принимает участие в общем
движении. По сигналу воспитателя: «Лови!»- все дети снова взбираются на
возвышенности. Ловишка ловит тех, кто не успел взобраться на возвышение.
Пойманные дети садятся в стороне. После того, как игра повторяется
2-3 раза, проводится подсчет пойманных,
выбирается новый ловишка.
3.«Перемени предмет»
Задачи: Развивать быстроту бега, крупную
моторику кисти рук, ловкость.
Играющие встают у черты в 2-3 колонны по
4-5 человек в каждой. На другой стороне площадки, против каждой колонны, в
кругу или на стуле лежит один кубик. У детей, стоящих в колоннах первыми,-
мешочек с песком. По сигналу воспитателя они бегут к стулу, кладут на него мешочек,
берут кубик и бегут обратно. Встав на своё место, они поднимают принесённый
предмет вверх. Тот, кто оказался первым, получает флажок. Затем прибежавшие
передают принесённый предмет стоящим в колонне, а сами идут в конец. Игра
продолжается всегда ребёнку, прибежавшему первым, вручается флажок. Когда все
дети пробегут по одному разу, отмечают, в какой колонне флажков больше.- Она
победитель.
4.«Удочка»
Задачи: Формировать умение подпрыгивать
как можно выше. Развивать ловкость, быстроту реакции. Доставить детям радость.
Дети стоят в кругу. В центре круга –
воспитатель. Он держит в руках верёвку,
на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает верёвку с
мешочком по кругу над самой землёй, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы
мешочек не задел их ног. Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям,
как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги. Время от времени
необходимо делать в игре паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
5.«Стоп»
Задачи: Побуждать детей ходить широким шагом. Отрабатывать
умение сохранять равновесие. Воспитывать
соревновательный азарт.
На расстоянии 10-16 шагов от границы
площадки проводится линия (исходная), на
которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается
кружком (диаметром2-3 шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим,
водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» при этих словах
все играющие двигаются по направлению к
водящему. Как только водящий скажет слово «Стоп!» все останавливаются, водящий
быстро оглядывается. Тот, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп»
и сделал добавочное движение, возвращается на исходную позицию. Затем водящий снова поворачивается спиной к
играющим и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» все продолжают
движение с того места, где их застал сигнал «Стоп». Те, кто возвращались на
исходную позицию, начинают движение оттуда. Так продолжается до тех пор, пока
кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок
раньше, чем водящий скажет «Стоп». Тот, кому удалось это сделать, становится
водящим.
6.«Охотники и зайцы»
Задачи: Совершенствовать выполнение
игровых действий. Развивать глазомер, ловкость, выносливость. Воспитывать
доброжелательность, сплочённость.
Из числа играющих выбирается охотник ,
остальные дети – зайцы. На одной стороне
площадки отводится место для охотника,
на другом - дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы
зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из-за кустов и
прыгают ( на двух ногах, на правой или левой – то как хочет) в разных
направлениях. По сигналу: «Охотник!» - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в
них мячи ( в руках у него 2-3 мяча). Зайцы в которых он попал, считаются
подстреленными, и он забирает их в свой дом. После каждой охоты на зайцев
охотник меняется, но выбирается он не из числа подстреленных.
7.«Космонавты»
Задачи: Развивать внимание, речь,
быстроту бега. Формировать умение
ориентироваться на действия других детей. Способствовать самостоятельному
выполнению физических упражнений.
Взявшись за руки, дети идут по кругу и
приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по
планетам
На какую захотим, на такую полетим!
Но в игре один секрет – опоздавшим места
нет!
Как только сказано последнее слово, все
разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из
заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено по 5 кружков. Это
место для участников. Но кружков в ракете меньше, чем участников. Опоздавшие на
ракету становятся в общий круг им дают задание показать какое –нибудь
упражнение.
8.«Белые медведи»
Задачи: Способствовать развитию быстроты
бега, ловкости.
На площадке обозначается «льдина», где располагаются двое
водящих – Медведь и Медведица. Остальные игроки – Медвежата. Они бегают по всей
площадке ( Купаются в море). По сигналу воспитателя Медведи – родители начинают
ловить своих Медвежат, чтобы посадить их на «льдину». Пойманным считается тот, кого удалось охватить
руками. Когда на «льдине» окажется пара Медвежат, то они берутся за руки и тоже
начинают ловить своих «братьев» и
«сестер» (помогать родителям). Когда на
«льдине появится ещё пара Медвежат, то они тоже берутся за руки и тоже помогают
«родителям». Игра продолжается до тех пор, пока останутся не пойманными два
Медвежонка. Их признают самыми ловкими и ри повторной игре назначают водящими.
Медвежатам не разрешается разъединять руки тех, кто их поймал, и вырываться, а
тем кто ловит,- хватать убегающих за одежду и руки. Нельзя выбегать за границу
площадки (эти игроки считаются пойманными).
9.«Совушка»
Задачи: Закрепить навыки лазания по
гимнастической стенке. Развивать быстроту бега, равновесие. Формировать
дружеские взаимоотношения, развивать эмпатию.
Из числа играющих выбирается совушка. Воспитатель надевает ей
шапочку с клювом. Остальные дети –
птицы, жуки, мышки, зайцы и т.д. сова влезает на дерево (на 3-4 рейки
гимнастической стенки), а все остальные дети бегают, изображая разных животных.
Воспитатель говорит: «Ночь». Животные
замирают на своих местах. Совушка
слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится,
того совушка уводит к своему дому. Воспитатель говорит» «День», и совушка вновь
влезает на дерево. После одногоповторения выбирается другая совушка, и игра
продолжается.
10.«Горелки»
Задачи: Развивать быстроту бега,
выносливость.
Играющие становятся парами. Впереди
колонны на расстоянии 2-3 шагов проводятся линии. Один из играющих – ловящий –
становится на эту линию. Все стоящие в колонне говорят: «Гори, гори ясно, чтобы
не погасло, глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят: раз, два, три, беги!» После
этих слов, дети, стоящие в последней
паре, бегут вдоль колонны ( один справа, другой слева), стремясь встретиться и берутся за руки.
Ловящий старается поймать одного из пары
раньше, чем они успеют соединить руки. Если водящему удаётся это сделать, то он
образует с пойманными новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловящим. Если
же ловящему не удаётся никого поймать, то он остаётся в той же роли. Игра заканчивается,
когда все играющие пробегают по одному
разу.
11.«Ловишка с ленточками»
Задачи:
Развивать быстроту бега, ловкость.
Играющие становятся в круг, выбирают
считалкой ловишку. Все, кроме ловишки, получают цветную ленту, которую
закладывают за пояс. Ловишка встаёт в центр круга, по сигналу воспитателя:
«Беги» - дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь
вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в
сторону. По сигналу воспитателя: «раз .два,три, в круг скорей беги» - дети
стремятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их
детям. Игра возобновляется с новым
ловишкой.
12. «Льдинки, ветер и
мороз»
Задачи: Развивать быстроту бега,
быстроту реакции. Воспитывать выносливость.
Играющие образуют два круга и берутся за
руки. Один круг выстраивается вокруг белой
льдинки, другой возле синей. Дети идут по кругу и произносят слова:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят динь-динь – динь!» По
сигналу воспитателя: «Ветер!» все разбегаются в рассыпную. По сигналу: «Мороз!»
нужно быстро построить круг вокруг своей льдинки и взяться за руки. Команда,
которая первой построит круг, получает балл. Побеждает та команда, которая
наберёт большее количество баллов. Бегать нужно, не задевая друг друга,
использовать всю площадку.
13 «Серсо»
Задачи: Формировать умение бросать
кольца на небольшое расстояние и ловить их. Развивать меткость , глазомер,
ловкость.
Двое детей становятся друг против друга
на небольшом расстоянии (2-3м). один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на
палку или руку, когда все кольца брошены, производится подсчёт, после чего дети меняются ролями.
Продолжительность игры 5-7 минут.
14. «Пожарные на учении»
Задачи: Отрабатывать умение лазать по
гимнастической стенки. Вырабатывать смелость, ловкость, быстроту движений.
Дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5-6
шагов в 3-4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте
подвешивается колокольчик. По сигналу воспитателя: «1.2.3.-беги!» дети, стоящие
первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и
становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.
15. «Волк во рву»
Задачи: Закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением
вперёд. Воспитывать волевое усилие и выдержку. Формировать умение действовать
по сигналу воспитателя.
На площадке проводятся две параллельные
прямые на расстоянии 80-100см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом
коз». Воспитатель назначает считалкой
одного играющего «волком», а
остальные - «козы». Все козы
располагаются на одной стороне площадки. Волк становится в ров. По сигналу
воспитателя «волк во рву» козы бегут на
противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк – старается их
поймать (коснуться). Пойманных отводит в
угол рва. Затем производится подсчет пойманных коз. Потом происходит
замена волка и игра повторяется.
16.
«Угадай, что делали.»
Задачи: Побуждать детей проявлять
инициативу, выдержку. Развивать
воображение.
Считалкой выбирают одного ребенка,
который на 8-10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети в это время
договариваются, какое действие они будут
изображать. По слову «пора» отгадывающий
поворачивается , подходит к играющим и говорит:
«Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? А дети отвечают: «Что
мы видели - не скажем, а что делали – покажем.
Вс дети изображают какое –нибудь
действие ( играют на гармошке, скачут на лошади и т.д.) водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6
минут.
17. «Лягушка и цапли»
Задачи: Закрепить умение отталкиваться
ногами при прыжках через верёвку. Развивать ловкость , быстроту движений.
Очерчивается квадрат –« болото»,где живут «лягушки » в
углах вбиваются колышки или кладутся кубики. Высота 10-15 см. по сторонам
квадрата протягивается верёвка. За
пределами квадрата «гнездо цапли». По сигналу: «цапля» она,
поднимая ноги направляется к болоту и
перешагивает через верёвку. Лягушки выскакивают из бодота, прыгая через
верёвку, отталкиваясь двумя ногами. Перешагнув через верёвку ,цапля ловит
лягушек. Продолжительность игры 5-7 минут.
18. «Коршун и наседка».
Задачи:1. Закреплять умение детей
действовать сообща, слушать команды
воспитателя, ловко увёртываться, быстро бегать.
В игре участвует группа детей
(10человек). Один из детей считалкой
выбирается «коршуном», а другой- «наседкой», остальные – «цыплята», которые
становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за другом. На
противоположной стороне круг – «гнездо
коршуна». По сигналу «Коршун!», он вылетает из гнезда и старается поймать
цыплёнка, стоящего за наседкой. Наседка, «растопырив крылья», защищает своих
цыплят, не даёт коршуну схватить цыплёнка, а цыплята двигаются за наседкой.
Продолжительность игры 5-7 минут.
19. «Хитрая лиса»
Задачи: Формировать умение действовать
согласно правилам игры, бегать в одном направлении, не наталкиваясь друг на
друга.
Играющие стоят по кругу на
расстоянии одного шага один от другого.
В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети
закрывают глаза, а он обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до
одного из играющих, который и становится
водящим –хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза ( с небольшим интервалом) спрашивают (сначала
тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, ты где?» после третьего раза играющий,
выбранный хитрой лисой, быстро выбегает на середину круга , поднимает вверх
руку и говорит: «Я здесь!» все играющие разбегаются по площадке, а лиса их
ловит (дотрагиваясь рукой). После того, как лиса поймает и отведёт к себе в дом
2-3 ребёнка, воспитатель произносит: «В
круг!»- и игра возобновляется. Если лиса долго не может никого поймать, то выбирают другого водящего.
20. «Мяч водящему»
Задачи:1.Закреплять умение метать и
ловить мяч, развивать ловкость, быстроту реакции.
Играющие строятся в 3-4 колонны. На
расстоянии 2-2,5 м от первых игроков становятся водящие с мячом в руках.
Воспитатель проводит черту (кладёт шнур) для игроков всех колонн и для водящих.
По сигналу воспитателя водящие бросают мячи первым игрокам колонн, а те
возвращают их водящим и перебегают в конец своей колонны (вся колонна друг за
другом постепенно передвигается к исходной линии). Когда первым в колонне снова
окажется игрок, начавший игру, он поднимает вверх руку - его команда победила.
Игра повторяется.
21. «Караси и щука»
Задачи:1.Развивать быстроту бега, ловкость,
быстроту реакции.
Один ребёнок выбирается щукой, остальные
играющие делятся на две группы. Одна из них образует круг – это камешки, а
другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за пределами
круга. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь
поймать карасей. Караси спешат скорее занять место за кем-нибудь из играющих и
присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и
подсчитываются. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры, которая
повторяется 3-4 раза, воспитатель отмечает, поймавшего больше всего карасей.
22. «Два мороза»
Задачи:1. Формировать умение четко
говорить текст в игре, соблюдать правила игры.2. Развивать умение ловко и быстро
перебегать через площадку.
По считалке выбирают двух ловишек.
(Мороз - красный нос и Мороз - синий нос). Морозы стоят в середине
площадки справа и слева, остальные дети стоят
в начале площадки. Ведётся
диалог:
Морозы: - Мы два брата молодые, два
мороза удалые.
-Я мороз – красный нос!
-Я мороз синий нос!
-Кто из вас решится в путь
дороженьку пуститься?
Дети: - Не боимся мы угроз и не страшен
нам мороз!
-Раз, два, три-лови!
Дети бегут в другой конец площадки, а морозы «морозят»
их в середине площадки (касаются рукой). «Замороженные» дети уходят с поля. Игра
продолжается с новыми морозами.
Игры малой подвижности
1 «Найди и промолчи» 2 «Затейники» 3«Фигура» 4 «Угадай, чей
голосок» 5 «Будь внимательным» 6 «Кто ушёл?» 7 «Летает - не летает» 8«Шмель» 9 «Великаны и гномы» 10«У кого мяч?»
1.
«Найди и промолчи»
Задачи: Формировать умение
соблюдать правила игры. Развивать внимательность.
Воспитатель прячет какой - то
предмет заранее и предлагает детям его
найти. Тот, кто увидел предмет, подходит
к воспитателю и тихонько говорит где
спрятанный предмет. Когда большинство детей
справятся с заданием, педагог отмечает тех, кто оказался самым
внимательным и догадливым.
2.
«Затейники»
Задачи:
Воспитывать внимательность. Развивать умение действовать согласно правилам
игры.
Выбирается
затейник – водящий, который встаёт в центр круга, образованного детьми.
Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:
-
Ровным кругом друг за другом
Мы
идём за шагом шаг.
Стой
на месте! Дружно вместе – сделай так… .
Дети
останавливаются, отпускают руки, а затейник показывает какое – нибудь движение, и все должны его
повторить. Игра повторяется с другим
затейником. (3-4раза)
3.
«Фигура»
Задачи:
Развивать фантазию, художественно-эстетический вкус, внимание.
Ходьба
в колонне по одному или врассыпную, по сигналу воспитателя: «Стоп!» - дети
останавливаются и выполняют какую-либо «
фигуру»-позу. Отмечаются «Фигуры»
выполненные красиво чётко и интересно.
4.
«Угадай, чей голосок»
Задачи:
Развивать слуховое восприятие, внимание.
Играющие
становятся в круг. Выбирается водящий, который встаёт в середину круга и
закрывает глаза. Воспитатель указывает на одного из играющих, который должен
будет пройзнести слова «скок-скок».
После этого играющие идут по кругу и
говорят нараспев:
Вот
построили мы круг,
Повернемся
разом вдруг,
А
как скажем мы «скок-скок»
Угадай,
чей голосок!
По
команде воспитателя: «Можно!»-водящий открывает глаза и говорит, кто сказал «скок-скок». Если не угадал, то он остаётся
водящим, а если угадал, то водящим становится угаданный говорящий.
5.
«Будь внимательным»
Задачи:
Развивать внимание, быстроту реакции.
Воспитатель
предлагает детям выполнить все движении, которые он им называет, но сам при
этом может показывать совершенно другие движения. Например, воспитатель
говорит «Руки в стороны!», а сам в это
время поднимает руки вверх и т.д. игра
повторяется2-3раза .
6.
«Кто ушёл?»
Задачи:
Развивать внимательность.
Дети
стоя в кругу. Водящий встаёт в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель
дотрагивается до одного игрока, стоящего в круге, и он тихонько уходит. Водящий
открывает глаза по сигналу
воспитателя и отгадывает кто ушёл. Если водящий отгадал, то встаёт в круг и выбирает
другого водящего. А если нет, то снова становится водящим. Игра продолжается.
7.
«Летает - не летает»
Задачи:
Обогащать словарный запас детей, развивать быстроту реакции.
Дети
стоят в кругу. В центре круга
воспитатель. Он называет предметы,
которые летают и не летают. Называя предмет , воспитатель поднимает руки вверх.
Например, воспитатель говорит « Хлеб» и поднимает руки вверх, а дети должны
подумать прежде чем поднять руки -
летает этот предмет или нет, если не
летает, то они не должны поднимать руки. Отмечаются дети, которые не ошибались.
8.
«Шмель»
Задачи: Развивать ловкость, быстроту движений.
Играющие
сидят по кругу. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Играющие руками
откатывают его от себя, стараясь осалить другого ( попасть в
ноги). Тот, кого коснулся мяч «ужаленный», поворачивается спиной в круг и в
игре не участвует пока не будет осален другой ребёнок. Тогда он вступает в
игру, а вновь ужаленный отворачивается спиной в круг.
9.
«Великаны и гномы»
Задачи:
Развивать двигательную активность детей, внимание.
Ходьба в колонне по одному. На сигнал
воспитателя «Великаны» дети идут на носочках, подняв руки вверх, за тем следует
обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы» дети идут в полуприседе. И так в чередовании.
10.
«У кого мяч?»
Задачи:
Развивать внимании, быстроту и ловкость движений.
Дети
встают по кругу лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с
закрытыми глазами. Воспитатель даёт одному из игроков маленький мяч. Дети
начинают незаметно передавать мяч друг другу по кругу за спиной. Водящий, открыв
глаза, должен определить у кого находится мяч, обращаясь к игроку: -Оля ,покажи
руки! Мяч нельзя долго держать в руках.
Нельзя водящему обращаться к детям по порядку. Если водящий определил у кого мяч,
тот игрок становится водящим.