ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по закреплению материалов по ФЭМП
с детьми в домашней обстановке.
Счёт
· Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и
так с любым числом до 10).
· Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.)
· Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.)
· Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
· Счёт цепочкой (поочерёдно).
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый —
«три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
· Отложи столько же предметов (счёт на слух)
Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и
считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.
Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»
Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше), чем
услышишь хлопков».
Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»
· Отсчитай столько же
Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги,
пуговицы и тд.
Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10),
или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый
показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10).
Цифры
· Какой цифры не стало
Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или
отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок
определяет какой цифры нет.
· Наведи порядок
Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить
цифры по порядку.
· Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.
· Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству
предметов.
· Назови цифру.
Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать
любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она
называется.
· Назови, какие цифры пропущены 1 3 4 6 8 ?
· Какая цифра должна стоять вместо ? 1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10 или
1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10 и др.
Ориентировка
в пространстве
· Кто где?
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади)
расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди
(сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади
от меня) и др.
· Фигуры высшего пилотажа
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или
игрушка)
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол.
Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.
Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба
летит в разных направлениях. Где шайба?
· Игровые задания детям
— Топни правой ногой 3 раза.
-Дотронься левой рукой до левого уха.
-Подними вверх правую (левую) руку.
-Поставь на носок правую (левую) ногу.
-Поставь на пояс правую (левую) руку.
-Дотронься левой рукой до правого колена.
-Повернись на право (на лево).
-Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и тд.
Фигуры
Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, трапеция, ромб, овал.
· Кто больше назовет
Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей
обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:
(дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и тд.)
(тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.)
(конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т.д)
(огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д)
· Какой фигуры не стало
Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают
глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети
определяют, чего не стало.
Ориентировка
во времени
· Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года?
Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и тд.
· Название текущего месяца года
· Дни недели
· Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим,
просыпаемся и т.д)
Дни недели
- Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?
– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
– Четверг – какой день по счету?
– Какой день недели будет после вторника?
-Какой день между четвергом и вторником?
- Сколько всего дней в неделе?
Технология "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС"
В настоящее время наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения – «перевернутый
класс».
Перевернутый класс (занятие) — это модель обучения, при которой педагог
предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии
проходит практическое закрепление материала.
Идея
перевёрнутого класса возникла несколько десятилетий назад. Суть этой модели
смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь детей к реальной
деятельности на занятиях, а не скучному прослушиванию материала с воспитателем.
При традиционной
подаче материала воспитатель много говорит, а дети внимательно слушают выполняя
какие-то задания. При перевернутой модели – воспитатель выступает в роли
организатора, руководителя со стороны.
Все что нужно сделать
– это организовать предварительную работу дома. А именно, предложить
детям вместе с родителями посмотреть дома короткий обучающий
видео-ролик, материал по предложенным ссылкам.
И сегодня, уважаемые родители, я предлагаю вам вместе со мной апробировать эту модель обучения на теме "КРАСОЧКИ". Для предварительной работы дома размещаю скринкаст видео изучаемого материала и дополнительные ссылки для просмотра .
Обсудите с детьми следующие вопросы по теме "КРАСОЧКИ"
1. Какова история красок? Что использовали древние люди для рисования и окрашивания?
2. Для чего, зачем использовали древние люди красящие вещества в своей жизни?
3. Что из наших огородов можно использовать для окрашивания?4. Какие виды красок для рисования существуют в настоящее время?5. Что входит в состав современных красок для рисования?6. Что в детском саду и дома дети могут рисовать красочками?7. Какие еще существуют в современном мире краски, кроме художественных?8. Какие нетрадиционные техники рисования вы знаете? Единый урок по безопасности в сети «Интернет» В образовательных организациях Российской Федерации проходит Единый урок по безопасности в сети «Интернет». Единый урок представляет собой цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей и молодежи и привлечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве. Именно формирование информационной и цифровой грамотности является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики.
Интересные, познавательные фильмы для детей ине только смотрим по ссылке:
https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/urok
Рассуждаем вместе с детьми(прием "Системный оператор")
Уважаемые родители, порассуждайте с детьми 1). кем/чем был предмет в прошлом, 2). кем/чем может быть в будущем, 3). какому множеству принадлежит (среда обитания)4). из каких частей состоит
Готовимся к школеКонсультация для родителей по
экономическому воспитанию Работа по экономическому воспитанию дошкольника
невозможна без участия родителей. На
всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение
проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников.
Семья – это реальная экономика, это та среда, в которой правила
хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это – благосостояние
семьи или его отсутствие (нужда, бедность, нехватка денег и других жизненных
благ, свидетелем которых является ребенок с самого детства.
Опыт показывает, что
только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает
хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению
взрослых к экономическому
воспитанию детей. Процесс экономического воспитания реализовывался
через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность
проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно,
сделать процесс познания экономики интересным,
доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке,
ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые
интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития,
действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности,
проявлению его «Я», - играм,
комплексно-тематическим занятиям, вечерам, развлечениям, встречам с интересными
людьми.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок
осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно
для дошкольника.
Сделать экономику понятной
помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл
труда, воспроизводят трудовые
процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются
реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и
сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности
наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются
наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям,
естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается
психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются
представления детей о мире экономических явлений,
терминах, приобретаются новые экономические знания,
умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся
реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность
и осознанность усвоения знаний.
Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Когда?», «Кто на свете всех умнее в экономике
сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры-викторины, конкурсы, олимпиады; которые
хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам.
Интеллектуальная игра позволяет в игровой – соревновательной форме подвести
итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести
анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно
проводились в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с
целью познакомиться с профессиями сотрудников, «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда
дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к
примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу
ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
Положительный эмоциональный фон,
создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность,
активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку,
творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций
из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты – А.
Толстого «Золотой ключик» или «Приключения Буратино», К.
Чуковского «Муха-Цокотуха» и
др.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является
комплексно-тематическое занятие. Так, экономическим содержанием
обогащаются занятия по математическому развитию детей. Математика вооружает
ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерения, элементарные
вычисления – это те способы, которые ребенок использует при решении различных
задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих
способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск,
открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать
как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений.
В то же время ознакомление с экономической сферой
действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения
математических знаний к их осознанному применению в новой области.
При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей
группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, страна, чем он
славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок
и т. д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной
действительности формируется база социального развития ребенка, чувств
сопричастности ко всему. Что происходит в стране, а в общем социальной
активности. Не безразличия к происходящему. Ознакомление детей с явлениями
социальной жизни – неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным
миром.
Экономические понятия (труд, работа,
трудовое оборудование, результат труда, индивидуальный труд, коллективный труд,
деньги, цена, стоимость и др, выявленные в активном словаре шестилеток,
связаны, прежде всего, с трудом, чему способствует методика трудового воспитания дошкольников.
Особое отношение к рукотворному предметному миру и к человеку –
творцу этих вещей возникает тогда, когда детям раскрывается «история жизни» вещей, их
происхождение, изменение, преобразование. В этом случае дети не только
осваивают предметный мир, но и познают безграничность творчества человека, его
способность к созиданию. Экономическое воспитание –
часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс,
направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей,
еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается
как результат экономического
просвещения, способствующего формированию хозяйственного
отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных
ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период
реформ 1990-х годов и стремления нашей экономики к
рыночным отношениям.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной
действительности, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная
жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная
работа в условиях детского сада должен стать для ребенка
авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления,
факты, понятия.
По данным психологов, старшие дошкольники начинают выделять себя
в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность, в
частности трудовую. Именно в этот период происходит скачок в становлении
личности и естественно упустить из виду этот период взрослым нельзя. Цель экономического воспитания –
раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных
ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить
соответствующим формам поведения. В настоящее время, в связи с переходом России
к рыночным отношениям, значительно повышаются требования к экономической грамотности,
как взрослых, так и детей. Мы становимся очевидцами активного становления
рыночного механизма хозяйствования, «коммерческого образа жизни», требующего от
современного человека особых качеств, особой экономической культуры.
Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладеть
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и
личностных качеств. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в
сложнейших экономических
понятиях, начинать работу в
этом направлении нужно с 5-6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
Литература:
• Абрамова А. И. «Экономическое
образование и воспитание дошкольников» А. И. Абрамова М: высшая школа 2006,
175с;
• Васильев Ю. К. «Формирование экономической воспитанности старших
дошкольников» Ю. К. Васильев, З. К. Левчук, М: Просвещение, 2008, 101с;
• Меньшикова О. И. «Экономика детям
большим и маленьким» О. И. Меньшикова, Т. А. Попова М: новая школа 2009, 272с;
• Шатова А. Д. «Воспитание дошкольника
в условиях современных рыночных отношениях» А. Д. Шатова М: новая школа 2009, 217с.
10 самых нужных игрушек для ребенка
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по закреплению материалов по ФЭМП
с детьми в домашней обстановке.
Счёт
· Игра «Кто знает, пусть дальше считает»
Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и
так с любым числом до 10).
· Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.)
· Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.)
· Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).
· Счёт цепочкой (поочерёдно).
Начинает взрослый — «один», ребёнок продолжает — «два», взрослый —
«три», ребёнок — «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.
· Отложи столько же предметов (счёт на слух)
Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и
считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.
Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»
Усложнение. «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше), чем
услышишь хлопков».
Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»
· Отсчитай столько же
Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги,
пуговицы и тд.
Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10),
или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый
показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10).
Цифры
· Какой цифры не стало
Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или
отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок
определяет какой цифры нет.
· Наведи порядок
Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить
цифры по порядку.
· Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.
· Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству
предметов.
· Назови цифру.
Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать
любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она
называется.
· Назови, какие цифры пропущены 1 3 4 6 8 ?
· Какая цифра должна стоять вместо ? 1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10 или
1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10 и др.
Ориентировка
в пространстве
· Кто где?
Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади)
расставить любые игрушки.
Вопросы: Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди
(сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади
от меня) и др.
· Фигуры высшего пилотажа
Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или
игрушка)
Задания: Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол.
Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.
Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба
летит в разных направлениях. Где шайба?
· Игровые задания детям
— Топни правой ногой 3 раза.
-Дотронься левой рукой до левого уха.
-Подними вверх правую (левую) руку.
-Поставь на носок правую (левую) ногу.
-Поставь на пояс правую (левую) руку.
-Дотронься левой рукой до правого колена.
-Повернись на право (на лево).
-Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и тд.
Фигуры
Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, трапеция, ромб, овал.
· Кто больше назовет
Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей
обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:
(дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и тд.)
(тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.)
(конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т.д)
(огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д)
· Какой фигуры не стало
Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают
глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети
определяют, чего не стало.
Ориентировка
во времени
· Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года?
Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и тд.
· Название текущего месяца года
· Дни недели
· Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим,
просыпаемся и т.д)
Дни недели
- Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?
– Сегодня пятница. Какой день будет завтра?
– Четверг – какой день по счету?
– Какой день недели будет после вторника?
-Какой день между четвергом и вторником?
- Сколько всего дней в неделе?
Технология "ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС"
В настоящее время наибольшую популярность приобретает форма смешанного обучения – «перевернутый
класс».
Перевернутый класс (занятие) — это модель обучения, при которой педагог
предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии
проходит практическое закрепление материала.
Идея перевёрнутого класса возникла несколько десятилетий назад. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь детей к реальной деятельности на занятиях, а не скучному прослушиванию материала с воспитателем.
При традиционной
подаче материала воспитатель много говорит, а дети внимательно слушают выполняя
какие-то задания. При перевернутой модели – воспитатель выступает в роли
организатора, руководителя со стороны.
Все что нужно сделать
– это организовать предварительную работу дома. А именно, предложить
детям вместе с родителями посмотреть дома короткий обучающий
видео-ролик, материал по предложенным ссылкам.
И сегодня, уважаемые родители, я предлагаю вам вместе со мной апробировать эту модель обучения на теме "КРАСОЧКИ". Для предварительной работы дома размещаю скринкаст видео изучаемого материала и дополнительные ссылки для просмотра .
Обсудите с детьми следующие вопросы по теме "КРАСОЧКИ"
1. Какова история красок? Что использовали древние люди для рисования и окрашивания?
2. Для чего, зачем использовали древние люди красящие вещества в своей жизни?
Именно формирование информационной и цифровой грамотности является одним из важнейших факторов не только в сохранении информационного суверенитета нашей страны и формирования всех сфер информационного общества, но и обеспечения развития цифровой экономики.
Интересные, познавательные фильмы для детей ине только смотрим по ссылке:
https://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--p1ai/urok
экономическому воспитанию
Работа по экономическому воспитанию дошкольника
невозможна без участия родителей. На
всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение
проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников.
Семья – это реальная экономика, это та среда, в которой правила
хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это – благосостояние
семьи или его отсутствие (нужда, бедность, нехватка денег и других жизненных
благ, свидетелем которых является ребенок с самого детства.
Опыт показывает, что
только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает
хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению
взрослых к экономическому
воспитанию детей. Процесс экономического воспитания реализовывался
через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность
проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно,
сделать процесс познания экономики интересным,
доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке,
ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые
интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития,
действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности,
проявлению его «Я», - играм,
комплексно-тематическим занятиям, вечерам, развлечениям, встречам с интересными
людьми.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребенок
осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно
для дошкольника.
Сделать экономику понятной
помогают сюжетно-дидактические игры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл
труда, воспроизводят трудовые
процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются
реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и
сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности
наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются
наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям,
естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается
психологически адекватная возрасту ситуация общения.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются
представления детей о мире экономических явлений,
терминах, приобретаются новые экономические знания,
умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся
реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность
и осознанность усвоения знаний.
Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения «Что? Где? Когда?», «Кто на свете всех умнее в экономике
сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры-викторины, конкурсы, олимпиады; которые
хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам.
Интеллектуальная игра позволяет в игровой – соревновательной форме подвести
итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести
анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно
проводились в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с
целью познакомиться с профессиями сотрудников, «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда
дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к
примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу
ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
Положительный эмоциональный фон,
создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность,
активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку,
творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций
из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты – А.
Толстого «Золотой ключик» или «Приключения Буратино», К.
Чуковского «Муха-Цокотуха» и
др.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является
комплексно-тематическое занятие. Так, экономическим содержанием
обогащаются занятия по математическому развитию детей. Математика вооружает
ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерения, элементарные
вычисления – это те способы, которые ребенок использует при решении различных
задач, в том числе и экономического содержания. Применение этих
способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск,
открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать
как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений.
В то же время ознакомление с экономической сферой
действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения
математических знаний к их осознанному применению в новой области.
При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей
группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, страна, чем он
славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок
и т. д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной
действительности формируется база социального развития ребенка, чувств
сопричастности ко всему. Что происходит в стране, а в общем социальной
активности. Не безразличия к происходящему. Ознакомление детей с явлениями
социальной жизни – неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным
миром.
Экономические понятия (труд, работа,
трудовое оборудование, результат труда, индивидуальный труд, коллективный труд,
деньги, цена, стоимость и др, выявленные в активном словаре шестилеток,
связаны, прежде всего, с трудом, чему способствует методика трудового воспитания дошкольников.
Особое отношение к рукотворному предметному миру и к человеку –
творцу этих вещей возникает тогда, когда детям раскрывается «история жизни» вещей, их
происхождение, изменение, преобразование. В этом случае дети не только
осваивают предметный мир, но и познают безграничность творчества человека, его
способность к созиданию. Экономическое воспитание –
часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс,
направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей,
еще одна из граней воспитательного процесса. Экономическое воспитание понимается
как результат экономического
просвещения, способствующего формированию хозяйственного
отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных
ориентаций. Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период
реформ 1990-х годов и стремления нашей экономики к
рыночным отношениям.
Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной
действительности, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная
жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная
работа в условиях детского сада должен стать для ребенка
авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления,
факты, понятия.
По данным психологов, старшие дошкольники начинают выделять себя
в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность, в
частности трудовую. Именно в этот период происходит скачок в становлении
личности и естественно упустить из виду этот период взрослым нельзя. Цель экономического воспитания –
раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных
ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить
соответствующим формам поведения. В настоящее время, в связи с переходом России
к рыночным отношениям, значительно повышаются требования к экономической грамотности,
как взрослых, так и детей. Мы становимся очевидцами активного становления
рыночного механизма хозяйствования, «коммерческого образа жизни», требующего от
современного человека особых качеств, особой экономической культуры.
Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладеть
принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и
личностных качеств. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в
сложнейших экономических
понятиях, начинать работу в
этом направлении нужно с 5-6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.
Литература:
• Абрамова А. И. «Экономическое
образование и воспитание дошкольников» А. И. Абрамова М: высшая школа 2006,
175с;
• Васильев Ю. К. «Формирование экономической воспитанности старших
дошкольников» Ю. К. Васильев, З. К. Левчук, М: Просвещение, 2008, 101с;
• Меньшикова О. И. «Экономика детям
большим и маленьким» О. И. Меньшикова, Т. А. Попова М: новая школа 2009, 272с;
• Шатова А. Д. «Воспитание дошкольника
в условиях современных рыночных отношениях» А. Д. Шатова М: новая школа 2009, 217с.
В период дошкольного детства весь мир для ребенка — игра, а игра — его
собственный мир. Какие игрушки должны быть в мире крохи, чтобы «сообщить»
через них самые важные сведения и развить необходимые для полноценной
жизни навыки? Обратимся к списку, который рекомендуют психологи.
1. Книги
Самые полезные, а часто и самые любимые игрушки. Книга помогает ребенку научиться фантазировать и визуализировать мысли, развивает абстрактное мышление. Кроме того, когда вы читаете малышу, у него
развивается правильная связная речь и пополняется словарный запас.
2. Кукла или мишка
«Одушевленные» игрушки просто необходимы ребенку, в первую очередь чтобы научится общаться. Даже мальчикам надо играть куклами: психологи утверждают, что это помогает им легче адаптироваться в обществе. Кукол и зверушек надо высаживать на горшок, кормить, укладывать спать — словом,
отрабатывать бытовые навыки.
3. Развивающие игрушки
Коврики, сортеры, вкладыши и пирамидки — игрушки для общего развития, развития моторики, восприятия цвета, их существует множество. Покупать развивающие игрушки лучше немного заранее и периодически предлагайте их ребенку — наступит время, когда он заинтересуется.
4. Конструктор
Игрушки-конструкторы тоже относятся к развивающим, но стоят отдельным номером. Всѐ потому, что они наиболее универсальные: игра с конструктором развивает трехмерное мышление, фантазию, моторику, чувство симметрии, математические навыки и эстетическое восприятие мира.
5. Набор для ролевых игр
Такие игрушки помогают детям понять, какие роли есть у взрослых и помогут ему адаптироваться в обществе. Поэтому непременно купите то, что позволит ребенку чувствовать себя большим: посуда, утюг, игрушечный телефон, набор инструментов, инструменты для врача. Помните, что в первую очередь малыш берет пример с родителей.
6. Мелочи
Маленькие игрушки необходимы для развития мелкой моторики. Бусинки, гайки, шурупы, пуговицы, игрушки из "киндера" — полезные, но могут быть опасными для маленького ребенка. С ними нужно играть вместе со взрослыми, которые будут следить за безопасностью.
7. Радиоуправляемые игрушки
Хотя бы одна игрушка на радиоуправлении у ребенка быть должна. Это первое знакомство малыша с техникой и легкий способ научиться различать лево и право, верх и низ, понять, что такое быстро и медленно. Такой игрушкой малыш будет играть до 8 лет минимум, и все это время будет в восторге.
8. Краски, карандаши, глина или пластилин
Малыш должен рисовать, лепить и раскрашивать — это прекрасная психологическая разрядка и отличное развивающее занятие: полезно для фантазии, умения мыслить абстрактно и моторики.
9. Военные игрушки
Многие родители считают, что игры в войну сделают ребенка агрессивным и не покупают ему танки, солдатиков и оружия. Однако психологи считают, что внутренняя агрессия, которая есть в каждом человеке, должна иметь выход. В детстве для этого подходят военные игры, а если у ребенка нет пистолета, он сделает его из палки или собственного пальца.
10. Игрушки для улицы
Совочки, формы, лопатка с ведерком, сито для песка, грузовики, санки, мяч, мел — всѐ, что делает прогулки долгими и интересными — это необходимые игрушки. И здесь уже польза и для здоровья, и для развития очевидна.
Важно помнить, что даже весь ассортимент детского магазина не заменит ребенку общения с родителями: с малышом нужно играть. Своими действиями и примером мамы и папы активируют фантазию крохи для самостоятельных игр. Возможно, научить ребенка играть — одна из важнейших задач родителя, ведь именно игры развивают интеллект и чувственность маленького человечка.
Уважаемые родители!
собственный мир. Какие игрушки должны быть в мире крохи, чтобы «сообщить»
через них самые важные сведения и развить необходимые для полноценной
жизни навыки? Обратимся к списку, который рекомендуют психологи.
1. Книги
Самые полезные, а часто и самые любимые игрушки. Книга помогает ребенку научиться фантазировать и визуализировать мысли, развивает абстрактное мышление. Кроме того, когда вы читаете малышу, у него
развивается правильная связная речь и пополняется словарный запас.
2. Кукла или мишка
«Одушевленные» игрушки просто необходимы ребенку, в первую очередь чтобы научится общаться. Даже мальчикам надо играть куклами: психологи утверждают, что это помогает им легче адаптироваться в обществе. Кукол и зверушек надо высаживать на горшок, кормить, укладывать спать — словом,
отрабатывать бытовые навыки.
3. Развивающие игрушки
Коврики, сортеры, вкладыши и пирамидки — игрушки для общего развития, развития моторики, восприятия цвета, их существует множество. Покупать развивающие игрушки лучше немного заранее и периодически предлагайте их ребенку — наступит время, когда он заинтересуется.
4. Конструктор
Игрушки-конструкторы тоже относятся к развивающим, но стоят отдельным номером. Всѐ потому, что они наиболее универсальные: игра с конструктором развивает трехмерное мышление, фантазию, моторику, чувство симметрии, математические навыки и эстетическое восприятие мира.
5. Набор для ролевых игр
Такие игрушки помогают детям понять, какие роли есть у взрослых и помогут ему адаптироваться в обществе. Поэтому непременно купите то, что позволит ребенку чувствовать себя большим: посуда, утюг, игрушечный телефон, набор инструментов, инструменты для врача. Помните, что в первую очередь малыш берет пример с родителей.
6. Мелочи
Маленькие игрушки необходимы для развития мелкой моторики. Бусинки, гайки, шурупы, пуговицы, игрушки из "киндера" — полезные, но могут быть опасными для маленького ребенка. С ними нужно играть вместе со взрослыми, которые будут следить за безопасностью.
7. Радиоуправляемые игрушки
Хотя бы одна игрушка на радиоуправлении у ребенка быть должна. Это первое знакомство малыша с техникой и легкий способ научиться различать лево и право, верх и низ, понять, что такое быстро и медленно. Такой игрушкой малыш будет играть до 8 лет минимум, и все это время будет в восторге.
8. Краски, карандаши, глина или пластилин
Малыш должен рисовать, лепить и раскрашивать — это прекрасная психологическая разрядка и отличное развивающее занятие: полезно для фантазии, умения мыслить абстрактно и моторики.
9. Военные игрушки
Многие родители считают, что игры в войну сделают ребенка агрессивным и не покупают ему танки, солдатиков и оружия. Однако психологи считают, что внутренняя агрессия, которая есть в каждом человеке, должна иметь выход. В детстве для этого подходят военные игры, а если у ребенка нет пистолета, он сделает его из палки или собственного пальца.
10. Игрушки для улицы
Совочки, формы, лопатка с ведерком, сито для песка, грузовики, санки, мяч, мел — всѐ, что делает прогулки долгими и интересными — это необходимые игрушки. И здесь уже польза и для здоровья, и для развития очевидна.
Важно помнить, что даже весь ассортимент детского магазина не заменит ребенку общения с родителями: с малышом нужно играть. Своими действиями и примером мамы и папы активируют фантазию крохи для самостоятельных игр. Возможно, научить ребенка играть — одна из важнейших задач родителя, ведь именно игры развивают интеллект и чувственность маленького человечка.
Памятка для родителей
Памятка для родителей
- Будьте спокойными, способными в любых ситуациях трезво рассуждать.
- Отвечайте на все вопросы детей терпеливо и честно.
- Помогайте осуществлять своему ребенку его собственные планы и принимать решения.
- Не говорите ему, что он хуже всех.
- Приучайте детей мыслить самостоятельно.
- Находите время, чтобы побыть со своим ребенком наедине.
- Любите ребенка, но не балуйте. Не в любви баловство, а в отсутствии дел.
- Воспитывайте благодарность. Если нет ответа на вашу самоотверженность – считайте, что дети только потребляют вашу любовь.
- Будьте другом для ваших детей. Будьте рядом с детьми.
- Не допускайте властвовать над собой требованиям, желаниям, претензиям ваших детей.
- Гоните из семьи мрачность и скуку, иначе они выгонят из дома детей. Не забывайте, что праздники, веселые затеи украшают жизнь, связывают взрослых и детей гораздо крепче, чем строгие нотации.
- Не срывайте на домашних свое плохое настроение, служебные и прочие неприятности.