Спортивные подвижные игры и эстафеты
(Подготовительная группа)
1. Эстафета «Пройди через обручи».
Цель: развитие быстроты и ловкости.
Оборудование: стойка, 3-4 обруча.
Ход: Две команды становятся друг за другом в колонну. На
площадке раскладывается 3—4 обруча. Задача участников — добежать до поворотной
стойки (это может быть стул, куст, камень, столб, какой-то предмет) и вернуться
назад к линии старта. На пути вперед необходимо преодолеть препятствия: поднять
каждый обруч, продеть через себя и положить на место.
«Перенеси
арбузы». Для этой эстафеты вам
понадобится шесть мячей разных размеров (по три для каждой команды). Перед
каждым участником ставится задача: донести три «арбуза» до поворотной стойки и
вернуться назад. Тот, кто уронил «арбузы», собирает их и продолжает движение к
линии старта. Удержать три мяча в руках, да еще и бежать при этом — трудная
задача. Поэтому двигаются игроки медленно и осторожно.
2. Эстафета «Соревнования мячей».
Цель: развитие скорости и ловкости.
Атрибуты: мячи по кол-ву команд.
Ход: Дети становятся в колонну друг за другом (на
расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч
попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во
главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор,
пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один
вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.
3. Игра «Царь зверей».
Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих
способностей, выработка хорошей памяти.
Атрибуты: мяч среднего размера.
Ход игры: все игроки — «звери». Один из них — «царь зверей».
Каждый игрок говорит «царю» свое название так, чтобы другие звери не услышали
(заяц, медведь, волк, лиса, тигр и т. д.). «Звери» выстраиваются в один ряд
напротив «царя», в нескольких шагах от него. У ног «царя зверей» лежит мяч, а
рядом проводится линия. «Царь» громко называет какого-нибудь «зверя», и тот
должен бежать, а «царь» старается попасть в него мячом.
Если мяч попадает в убегающего, тот идет к «царю» и
помогает ему (приносит мяч).
После того, как «царь» поймает 3 зверей, он говорит:
«Бегите все!» — и пытается попасть мячом в кого-нибудь.
Особые замечания: «царь зверей» бросает мяч, не выходя
за линию. Новый «царь» выбирается после того, как пойманы 4 или 5 «зверей».
4. Игра «Хомячки и кошки».
Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей,
быстроты реакции.
Ход игры: из игроков выбираются 2 водящих — «кошки». Остальные
игроки — «хомячки». Они становятся парами по кругу и поворачиваются лицом в
центр круга, образуя как бы двойной круг. Между парами должно быть расстояние в
1 м. «Кошки» становятся за кругом.
Одна из «кошек» убегает, а другая ее догоняет,
стараясь осалить. Убегающая «кошка» становится перед одной из пар «хомячков».
Тогда игрок, стоящий сзади, должен убегать от «кошки». Если догоняющий осалил
убегающего, то пойманный догоняет, а «кошка» спасается от него, стараясь встать
впереди пары «хомячков».
Особые замечания: убегающий не может бежать через
круг. Салить можно только того, кто убегает или стоит третьим позади пары.
5. Игра «Кошки-мышки».
Цель игры: развитие двигательных способностей,
коммуникабельности.
Ход игры.
1-й вариант. Игроки выбирают «кошку» и «мышку», затем
встают в круг. «Кошка» стоит за кругом, а «мышка» — внутри круга. «Кошка»
должна войти в круг и поймать «мышку», но играющие закрывают входы перед ней.
«Кошка» старается пролезть, но дети приседают и не дают ей поймать «мышку».
Когда «кошка» все-таки пробирается в круг, дети быстро выпускают «мышку», а
«кошку» стараются не выпустить. Когда «кошка» поймает «мышку», выбираются новые
игроки.
2-й вариант. Игра проводится так же, но за «мышкой»
охотится не одна, а две «кошки». Проникнуть в круг «кошки» могут только через
открытые ворота — поднятые руки детей, стоящих в круге. Если одна из «кошек»
поймала «мышку», они встают в круг, а вторая «кошка» выбирает себе других
напарников для игры.
Особые замечания: если «кошка» долго не может поймать
«мышку», следует выбрать другую пару.
6. Игра- эстафета «Баба Яга».
Цель: развитие двигательных и творческих
способностей детей.
Атрибуты: ведро и швабра или палка по кол-ву команд.
Ход: В качестве ступы используется
простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро,
другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке
- швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и
метлу следующему.
2-ой
вариант:
Атрибуты: 2 метлы или швабры, несколько разноцветных
кеглей.
Ход игры: игроки делятся на 2 команды. Проводятся линии старта
и финиша. По всей игровой площадке расставляются кегли на расстоянии 0,3 м друг
от друга. Игроки должны от стартовой линии на метле проскакать всю дистанцию
так, чтобы не задеть кегли.
Побеждает команда, быстрее и лучше другой выполнившая
задание.
7. Игра «Княжеская стрельба».
Цель игры: развитие двигательных способностей, меткости.
Атрибуты: 10 кеглей или булав , резиновые мячи среднего размера
(по кол-ву участников).
Ход игры: на игровой площадке проводятся 2 линии для бросания.
По центру проводится средняя линия, на которую ставится 10 кеглей. Все игроки —
«князья», решившие потренироваться в стрельбе по мишеням. Игроки, в руках у
каждого из которых мяч, делятся на 2 команды и строятся каждая за своей линией
бросания. Ведущий игры, Иван-царевич, подает команду: «Стреляй!», и все игроки
одной из команд бросают мяч, стараясь сбить кегли. Сбитые кегли ставят снова,
но уже на 1 м ближе к другой команде. Затем бросает мячи другая команда. Сбитые
этой командой «князей» кегли тоже передвигаются на 1 м в направлении другой
команды. Игроки собирают свои мячи, игра продолжается. Выигрывает та команда,
которая наберет больше очков после 5 выполненных залпов.
За каждую кеглю, стоящую на расстоянии 1 м от средней
линии в сторону другой команды, «князья» получают 1 очко, 2 м — 2 очка и т. д.
Особые замечания: при бросках игроки не имеют права
переступать через линию. Все «князья» одной команды должны бросать мячи
одновременно.
8. Игра-эстафета «Репка».
Цель: развитие двигательных и творческих
способностей детей.
Атрибуты: шапочки персонажей сказки на команду.
Ход: Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка,
Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На
каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру
начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него
цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь
огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце
игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула
репку.
9. Игра «Быстрые тройки».
Цель: развитие двигательных и коммуникативных
способностей детей, реакции и внимания.
Ход: Игроки стоят по кругу в тройках -
один за другим. Первые номера каждой тройки берутся за руки и образуется
внутренний круг. Вторые и третьи номера, держась за руки, образуют большой
внешний круг. По сигналу ребята, стоящие во внутреннем круге, бегут вправо
приставными шагами, а стоящие во внешнем круге - влево. По второму сигналу
игроки отпускают руки и становятся в свои тройки. Каждый раз круги перемещаются
в другую сторону. Игроки тройки, которые быстрее соберутся, получают выигрышное
очко. Игра проводится 4 - 5 мин. Выигрывает тройка, игроки которой наберут
больше очков.
10. Игра-эстафета «Собери урожай».
Цель: развитие двигательных и творческих
способностей детей, ловкости и быстроты.
Атрибуты: машина с 4-5 овощами на команду, 4-5 кругов-лунок.
Ход: Детям предлагается «посадить и
собрать урожай». Машины ставят у линии старта, а напротив них по прямой раскладывают «лунки» на расстоянии
50 см друг от друга. Первые из команды везут машину, обходя «змейкой» «лунку», выкладывая
по одному овощу в нее, возвращаются обратно по прямой и передают машину
второму. Затем другие участники
«собирают урожай» и передают загруженную машину следующему.
11. Игра-эстафета «Прохождение болота».
Цель: развитие двигательных и коммуникативных
способностей детей.
Атрибуты: обручи по кол-ву
команд.
Ход: Дети распределяются на «тройки» в
командах. Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть
“болото” группой из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы
бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они
бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а
потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого.
Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной
отметки. Назад к линии старта можно вернуться по “мостику”, т.е. просто катить
обручи по земле. А на линии старта обручи передаются следующей тройке.
Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно “утонуть”.
12. Игра-эстафета «Пронеси – не урони».
Цель: развитие двигательных способностей детей, быстроты, ловкости и внимательности.
Атрибуты: ложка и круглый предмет по кол-ву команд.
Ход: Для игры необходимы 2 ложки и 2
круглых предмета (раскрашенные деревянные яйца, мячики от настольного тенниса).
На расстоянии 7 - 8 м ставят флажок. Игрокам дают в руки по ложке, на которой
лежит яйцо (или мячик). За сигналом ведущего игроки должны как можно быстрее
добежать до флажка и вернуться назад. Если мячик упадет, участник конкурса
должен быстро поднять его с пола, положить назад в ложку и продолжить свой
путь. Мячик нельзя придерживать другой рукой. Тот, кто быстрее придет к финишу,
считается победителем.
13. Игра-эстафета «Перетягивание».
Цель: развитие двигательных способностей
детей, силы и выносливости.
Ход: 2 команды выстраиваются в шеренгу одна напротив
другой, между ними проводят линию. Игроки, стоящие напротив, подают друг другу
правую руку и ставят на линию свою правую ногу. По сигналу руководителя каждый
игрок пытается перетащить другого через ограничительную линию. Как только игрок
окажется левой ногой за ограничительной линией, он проигрывает, а его соперник
получает очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
14. Эстафета «Бег в мешках».
Цель: развитие двигательных способностей
детей, скорости движения и прыгучести.
Атрибуты: мешки по кол-ву команд.
Ход: Дети строятся в две колонны, расстояние между
колоннами - 3 шага. Придерживая мешки руками возле пояса, ребята по очереди
прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Обежав
его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим.
Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та
команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
15. Игра-эстафета «Пожарные на
учении».
Цель: развитие двигательных способностей
детей, умения лазания по вертикальной
лесенке.
Атрибуты: шведская стенка на одну больше, чем команд.
Ход: дети должны
по одному из команд взобраться вверх по стенке, позвенеть в колокольчик,
перейти боком на следующий пролет стенки и спуститься вниз. Передать эстафету
следующему, тронув его рукой за плечо.