Хороводные игры в дошкольном возрасте
Развитие эмоций
и чувств дошкольника, его раскрепощение, создание максимально комфортной
ситуации общения детей друг с другом и с педагогом – приоритетная задача
каждого педагога, любого дошкольного образовательного учреждения. Хороводные
игры, хорошо знакомые каждому человеку с детства, являются интегративной деятельностью,
органично сочетающей в себе игру и эмоциональное общение детей, побуждающей их
к индивидуальным музыкально – ритмическим и творческим проявлениям. Хороводная
игра как произведение народного творчества интересна ребенку тогда, когда в нее
можно вводить элементы новизны: придумывать новое движение, новый игровой ход,
новую двигательную интерпретацию текста. Хороводная игра как произведение
народного искусства осваивается ребенком по законам художественной
деятельности: восприятие художественного образа, его музыкально – ритмическое
исполнение и сочинение (подбор движений). В этой деятельности главным является
восприятие и интерпретация художественного образа. Необходимо помочь ребенку
понять и передать характеры и эмоции игровых персонажей. Хороводная
игра - действие коллективное. Каждый ребенок может в ходе ее разучивания найти
место в соответствии со своими возможностями – стать зрителем этих игр, танцуя
в хороводе, исполнителем главных ролей или сочинителем хоровых сюжетов. Это
приводит к тому, что дети вместе начинают играть, водить хороводы, обсуждают
игровые замыслы и сочиняют игры.
Ребенок
станет активным участником и творцом хороводной игры в том случае, если:
- игра будет
активно практиковаться, бытовать в его жизни;
-ребенок умеет
исполнять хоровод, играть в хороводную игру;
- в группе будет
создана атмосфера для музыкально – ритмического творчества;
- ребенок знает
жанры фольклора и их особенности.
Игры - хороводы
1. «Угадай, чей
голосок»
Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса
сверстников.
Воспитание желания
активно участвовать в играх.
Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами.
Дети идут по кругу со словами:
«Мы собрались в
ровный круг
Повернемся разом вдруг,
А как, скажем: (говорит
первый ребенок)
«Скок - скок - скок,
угадай, чей голосок?»
Водящий должен узнать
ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в
другую сторону.
2. Затейники.
Цели: 1. Обучение детей различным танцевальным движениям
2. Воспитание
внимательности.
Содержание: Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по
кругу со словами:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте
Дружно вместе
Сделаем вот так»
Дети останавливаются,
затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.
3. Карусель.
Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со
словами.
Воспитание интереса к
хороводным играм.
Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу
сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.
«Еле - еле, еле - еле,
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише - тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз - два, раз - два
Вот и кончилась игра!»
Затем сменить
направление и продолжить игру.
4. Тишина.
Цели: 1. Обучение детей умению двигаться в соответствии со
словами.
2. Воспитание
дисциплинированности.
Содержание: играющие идут по кругу со словами:
«Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши
Засыпайте малыши».
По окончании слов дети
останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10
секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается
один ребенок - победитель.
5. Кошка и мышка.
Цели: Обучение детей четкому произношению слов.
Развитие двигательной
активности.
Содержание: Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - мышка.
Дети идут по кругу со словами:
«Ходит Васька -
беленький
Хвост у Васьки серенький
Только мышки заскребут
Чуткий Васька тут как
тут».
С окончанием слов дети
останавливаются и в одном месте делают проход - ворота. Мышка убегает от кошки,
пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку,
но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется
с другой мышкой.
6. Колпачок.
Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.
Воспитание дружеских
отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре
один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со
словами:
«Колпачок, колпачок
Тоненькие ножки
Красные сапожки
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили
Танцевать заставили»
Дети останавливаются,
хлопают в ладоши со словами:
«Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь»
Ребенок — «колпачок»
танцует и выбирает другого «колпачка».
7. Узнай по голосу.
Цели: Развитие слухового восприятия, желания принимать
активное участие в играх.
Содержание: Дети стоят в кругу. Один ребенок в центре круга. Дети
ходят по кругу со словами:
«Ваня - Ваня, ты в лесу
Мы зовем тебя - «Ау»
Ваня глазки закрывай
Кто назвал тебя, узнай».
Дети останавливаются.
Ребенок в кругу закрывает глаза. Один из детей зовет его по имени. Водящий
отгадывает.
8. Метелица.
Цели: Развитие двигательной активности. Формирование чувства
равновесия.
Содержание: Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с
места кружится вокруг себя со словами:
«Мели, мели мельница
Жерновочки вертятся
Мели - мели, засыпай
И в мешочки набивай»
На последнем слове все должны остановиться
и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет вовремя остановиться и удержать
равновесие, выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется пара детей.
9.Заря - зарница.
Цели: Обучение детей умению четко произносить слова.
Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.
Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце
лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий -
стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:
«Заря - зарница
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила
Ключи золотые
Ленты голубые
Раз - два, не воронь,
А беги как огонь».
С последними словами
водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и
обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник
становится водящим.
10.Чурилки
Цели: Развитие звукового восприятия.
Воспитание активности,
интереса к игре.
Содержание: Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза,
другому дают колокольчик. Затем ведут хоровод вокруг них со словами:
«Трынцы - брынцы.
Бубенцы
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет
Того жмурка не поймает».
После этих слов игрок с
бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его
поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие
игроки.
11.Капуста
Цели: Обучение детей умению четко произносить слова.
Воспитание двигательной
активности.
Содержание: Рисуется круг - огород. На его середину играющие
складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие капусту. Все
участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится
рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:
«Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу
Мелки колышки тешу
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый».
Ребята пытаются быстро
забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у
себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех
унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.
12. Дети и петух.
Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять
правила игры.
Развитие ловкости
движений. Формирование радостных эмоций.
Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре
круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:
«Петушок - петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка.
Что так рано встаешь?
Детям спать не даешь?»
После этих слов дети
приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук. «Петух»
кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый
пойманный ребенок становится «петухом».
13. Барашек.
Цели: Обучение детей умению играть по правилам.
Воспитание
внимательности и выдержки.
Содержание: Играющие стоят по кругу. «Барашек» - внутри круга.
Дети идут по кругу со словами:
«Ты барашек, серенький
С хвостиком беленьким.
Мы тебя кормили
Мы тебя поили.
Ты нас не бодай
С нами поиграй
Поскорее догоняй».
По окончании слов, дети бегут
врассыпную, а «барашек» их ловит.
Правило: Разбегаться можно только после окончания слов.
14. Займи место.
Цели: Обучение детей умению играть по правилам.
Развитие силы бега.
Содержание: Один из участников - водящий - становится за круг.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит:
«Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу
Тебя хлопну по плече -
беги!»
Сказав «беги!» водящий
слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого
ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг
раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим.
Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во
время бега не касаться стоящих в кругу детей.
15. Подарки.
Цели: Обучение детей умению играть в хороводные игры,
запоминать слова и двигаться в соответствии с текстом.
Воспитание интереса к
игре.
Содержание: Дети ходят по кругу со словами:
«Привезли мы всем
подарки
Кто захочет, тот возьмет
Вот вам кукла с лентой
яркой,
Конь, волчок и самолет».
Ребенок, на которого
покажет воспитатель, выбирает игрушку. Если выбирает куклу, то говорят слова:
«Кукла, кукла, попляши
Алой лентой помаши»;
если выбирает самолет,
то дети говорят:
«Самолет летит, летит
Смелый летчик в нем
сидит»;
если выбирает коня, то
дети говорят:
«Конь бежит наш цок -
цок - цок.
Слышен топот быстрых
ног»;
если выбирает волчок, то
дети говорят:
«Вот как кружится волчок
Прожужжал и на бочок».
Дети выполняют движения
в соответствии с текстом.